Вопросы рассматриваемые в данном подразделе:
1. Что такое "флок"?
2. Разновидности флока
3. Свойства
4. Применение
Вопросы рассматриваемые в данном подразделе:
1. Что такое "флок"?
2. Разновидности флока
3. Свойства
4. Применение
1. Что такое "флок"
С точки зрения науки, Флок (ворс) представляет собой группу коротко нарезанных волокон определённой длины.
Лично мне не понятно это определение , да и многим читателям думаю тоже . По этому я напишу вот такое разъяснение : берут синтетическую нить , нарезают её на одинаковые кусочки( заданной длинны ) , в результате должен получиться флок.
Добавлю, что « флок » это не просто « кусочек » чего –то , а заряженная частичка, главная его особенность – это способность лететь под воздействием электро – магнитного поля. Именно применение электричества в процессе флокирования способствует получению более качественно « бархатного » покрытия.
Для того, чтобы флок летел, его подвергают дополнительной обработке. И флок считается испорченным или не пригодным для работы, когда теряет способность лететь ( с течением времени или при неправильном хранении )
2. Разновидности флока
Здесь можно выделить несколько классификаций:
а ) классификация по материалу изготовления
б ) по длине
в ) по толщине частичек флока
а ) классификация по материалу изготовления
Т.е. разделение флока по материалу, из которого он был сделан. Наиболее распространенными для флокирования являются полиамидные, вискозные, акриловые, полиэфирные и ацетатные волокна. Рассмотрим каждый вид поподробнее.
Полиамидный флок обладает привлекательным внешним видом и хорошим упругим восстановлением после снятия нагрузок. Обладает высокой износостойкостью. Вследствие данных качеств именно полиамидный флок применяют в тюнинге салонов авто.
Вискозный флок способен хорошо окрашивается, физико-химическая обработка проста, но для ворса характерна сминаемость под действием нагрузок. По этому в авто он не применяется , а нашёл своё место в производстве упаковки ( « бархатные коробочки » )
Полиэфирный флок обладает хорошей стойкостью к истиранию и особенно высокой устойчивостью к воздействию влаги и УФ- лучам. Но эти волокна сложно окрашивать и это ограничивает цветовое многообразие.
Ацетатный флок по сравнению с вискозным менее износоустойчив, сминаем, но сравнительно термостоек и термопластичен. Используется в основном для искусственного меха.
б ) классификация флока по длине
Длина флока может варьироваться от 0,5мм до 10мм.
Во флокировании наиболее часто применяют следующую длину флока : 0,5 мм, 1мм , 2 мм.
Рассмотрим особенности длинны флока:
0,5 мм – очень маленький расход, весьма выгодно для серийного производства изделий, не требующих чрезмерной износостойкости. Именно этим флоком покрывают большую часть резиновых уплотнителей. Флок с длиной в 0,5 мм можно смешивать с флоком в 1мм , таким образом можно удешевить производство бархатных покрытий.
1мм – самая распространённая длина, хорошо себя зарекомендовавшая, с высокими показателями на способность противостоять. Для дизайнеров, строителей, мебельщиков, производителей серийных изделий из пластика, стекла, металла, дерева и т.д. - не заменим по своим внешним данным. Флок такой длинны приятен на ощупь, по сравнению с флоком в 0,5 мм. Ещё один не оспоримый плюс заключается в том , что именно флоком с такой длиной приятнее работать - вероятность сделать брак будит меньше ( флок в 1 мм не так капризен к клея нанесению , по сравнению с 0,5 и 2 мм флоком. ). Из- за совокупности положительных качеств флок в 1 мм применяют во флокировании салонов авто.
2 мм – основным положительным качеством такого флока является то, что он имеет большую защиту к истиранию. В сочетании с 1мм флоком, даёт интересные результаты, например, если покрыть стойки автомобиля смешенным флоком разной длинны. Берём жёлтый флок 1мм ( будит являться основным цветом ) и добавляем, например, около 20 % красного флока 2мм, в результате жёлтая поверхность получается как бы припорошенной красным. Не советую использовать 2 мм флок для полного покрытия больших по площади деталей ( торпед, потолков и т.п. ), вследствие высокой цены данного вида флока.
в ) по толщине частичек флока
Толщина флока может быть от 0,9 dtex до 22dtex.
где,
dtex флока - вес десяти километров мононити . Не забываем , что флок – это частички определённой длины , получаемые вследствие нарезки синтетической нити . А эта самая нарезаемая нить может быть разной толщины.
Пример обозначения: 1 мм /3,3 dtex - длина флока 1мм, толщина флока -3,3 dtex.
Существует закономерность: чем больше величина dtex мононити - тем более толстый и жесткий получится флок. Даже на ощупь флок с разным dtex будит ощутим. Например флок с 3,3 dtex будит казаться мягче , по сравнению с 6,7 dtex.
Поверхность, обработанная тонким флоком ( 0,9 - 2,2 dtex ), не заминается, обладает высокой износостойкостью, мягкая на ощупь, очень похожа на бархат. Флок толщины 3,3 - 6,7 dtex используется как для изготовления надписей и рисунков, так и для флокирования упаковки или, например, автомобильных деталей. Флок 22 - 44 dtex используется там, где требуется очень высокая стойкость к истиранию, например, при изготовлении ковровых покрытий.
В России утвердился стандарт флока длинной в 1мм и толщиной в 3.3 dtex. Для покрытия твёрдых материалов он подходит идеально.
3.Свойства
На разных сайтах по флокированию повторяется одна и та же информация о "чудодейственных" свойствах флока . Попробуем разобраться, что есть правда , а что есть вымысел.
Для наглядности я взял вполне стандартный набор свойств флока ( приводиться на большинстве сайтов ), а теперь по детально рассмотрим каждую позицию.
1. Тепловая изоляция
"Флок - отличный тепловой изолятор. Это свойство флока используется, например, для внешней обшивки печей сауны или для нагревающихся деталей копировальных машин."
Лично я соглашаюсь с этим утверждением, только вот с такой поправкой : для увеличения теплоизоляционных свойств используется более длинный и более "толстый" ( с большим dtex ) флок. Это не означает , что флок используемый в тюнинге салонов авто является каким - то " плохеньким " или уценённым . Просто под конкретную задачу берут определённый вид флока. Если перед нами стоит задача по декорированию предмета, то для этого лучше всего подойдет флок длинной в 1 мм и малой толщиной.
Можно провести небольшой эксперимент по выявлению теплоизоляционных свойств флока: покупаем 2 металлические кружки, одну из них с внешней стороны флокируем. После того как клей с флоком высохнет, наливаем в обе кружки горячий чай. Дальше проверяем на ощупь какая из них будит теплее. В эксперименте можно попробовать флок длинной в 1мм и в 2мм. В данном случаи использование 2 мм флок будит более выигрышным ( кружка на ощупь будит менее горячей ).
2. Звуковая изоляция
"Поверхности и предметы, покрытые флоком, абсорбируют звук во всем диапазоне тональности, что позволяет, например, широко использовать флок в студиях звукозаписи. Флок предотвращает также механические шумы, поэтому он используется для покрытия тахометров и т.п".
Здесь такая же ситуация как и с теплоизоляцией , более длинные и толстые волокна дают лучший результат.
Также хочу добавить что флок - идеальный бесшумный уплотнитель. Именно флоком покрыт резиновый профиль уплотнителя сдвижных стёкол в авто. Предотвращает неприятные звуки трения резины по стеклу.
3. Стабильность окраски
"Высокая стабильность окраски гарантируется качественным окрашиванием отдельных волокон флока и соответствует самым строгим нормам автомобильной промышленности."
Благодаря научно техническому прогрессу , процесс флокирования не начинается с перебирания и сортировки частички флока на " крашенные " и " недокрашенные ".
Ещё один большущий плюс в том , что в России при флокировании деталей салона авто, более качественный флок ( изготовлен из качественного сырья с применением наукоёмких технологий ) пользуется большей популярностью.
4. Бесконечная цветовая гамма
"Кроме основной цветовой гаммы можно изготовить флок практически любого оттенка. Кроме того, предлагается смешивание двух или более цветов, при котором можно получить меланжевый оттенок, который отлично покрывает изрезанную или неровную поверхность."
5. Устойчивость к воспламенению
"Флок из полиамида или полиэстера является трудновоспламеняемым материалом."
Температура воспламенения полиамидного флока составляет примерно (510-530 С)
6. Устойчивость к увлажнению
"Между отдельными волокнами флока не может конденсироваться вода, что является большим преимуществом флока при его использовании в обивке крыш автокараванов, потолков, складских помещений и т.п."
Не знаю , как там при флокировании крыш складских помещений , но то что флок не боится воды - это точно. В чём смысл покрыть детали салона авто веществом , которое боится воды ?
Из своего опыта эксплуатации зафлокированного автомобиля могу вспомнить такую ситуацию, как бежала вода в дождливую погоду из - под уплотнителя ветрового стекла прямо по зафлокированной панели. На флоке возникал небольшой ручеёк, который в последствии высыхал, при этом цвет флока и плотность его забивки не изменялась.
Задача для математиков: сколько кубометров воды сможет впитать 1 кв. м. зафлокированного покрытия , при условии, что поверхность зафлокированна 1 мм флоком ?
Ответ: около 1,5 литров воды понадобиться , чтобы полностью пропитать зафлокированную 1 мм флоком поверхность.
7. Устойчивость к климатическим условиям и старению
"Текстильный ворс, изготовленный из волокон из полиамида и полиэстера, сохраняет все свои технологические свойства и при действии внешних факторов. К этому относится то же самое, что и при стабильности окраски."
8. Устойчивость к пыли и дыму
"Постоянный электростатический заряд предотвращает оседание пыли и микрочастиц на поверхности, покрытой флоком, благодаря чему она постоянно имеет чистый и свежий вид."
Я бы сказал , что это рекламный вымысел .Пыль также ложится на поверхность с флоком , как на пластик , дерево ,металл и пр. Но при всё при этом флок не притягивает и не забивается пылью .
9. Устойчивость к износу и повреждениям
"Благодаря этому свойству флок можно использовать как обивочный материал для мягкой мебели или в направляющих и уплотняющих планках окон и дверей автомобилей."
Про обивку мягкой мебели , это больше подходит для полиамидных волокон в общем. Нарезанные полиамидные волокна - это флок, а из целой нити можно получить ткань, которую в дальнейшем использовать для обивки мебели . Устойчивость флока к износу сложно сравнить с устойчивостью листа железа толщиной 5 мм . Но флок по этому параметру , я бы сказал , стоит на равне с покраской или перетяжкой коз. замом , если говорить о тюнинге салонов авто.
10. Нескользящие свойства
"Нескользящие свойства флока используются, например, при изготовлении столешниц под скатерти, напольных ковриков и рогожей, а также для нескользящего переноса сил, например в коробках скоростей и передач."
Использование нескользящих свойств флока в коробках скоростей или на столешницах , чтобы скатерть не слетала - такие примеры будут сложными для нашего понимания и больше подходят для продвинутого технологиями Запада. У нас в России нескользящие свойство флока больше используют при изготовлении лож. элементов ( разновидность упаковки ) под различные предметы, такие как : ювелирные украшения, бутылки с элитными напитками, сотовые телефоны, сувенирную продукцию.
11. Простой уход
"Уход и очистку флока можно проводить обычными чистящими средствами, одежду с текстильными мотивами из флока можно стирать"
Да, с этим можно согласиться. Флок не прихотлив в уборке. Например, пыль можно легко убрать влажной губкой , пищевые загрязнения устраняются моющими средствами, следы от машинного масла легко убираются бензином или слабыми растворителями.
4.Применение
Вполне стандартный набор "применение флока". Посмотрите, может вам под силу придумать что - то новое ?
ФУPHИТУPА И МЕБЕЛЬHАЯ ПPОМЫШЛЕHHОСТЬ
КОЖГАЛАHТЕPЕЯ, ОБУВЬ, СУВИНИРЫ
ТЕКСТИЛЬHАЯ ПPОМЫШЛЕHHОСТЬ
УПАКОВОЧHАЯ ИHДУСТPИЯ
ОБЩЕТЕХHИЧЕСКОЕ ПPИМЕHЕHИЕ
АВТОМОБИЛИ И СPЕДСТВА ПЕPЕДВИЖЕHИЯ
СТPОИТЕЛЬСТВО
КОСМЕТИКА
БУМАЖHАЯ ПPОМЫШЛЕHHОСТЬ
Поздpавительные и шутливые откpытки.
Приветствуем Вас на сайте нашей компании «Полёт».